Японский сад в Сибири. Почему бы и нет?

Красота, покой и гармония — этого так не хватает в повседневной жизни. Поэтому и велик наш интерес к восточной философии, восточной поэзии и восточному садоводству. Ландшафтный дизайн своеобразный японский бум уже пережил. Пора остановиться, оглянуться, сделать анализ.

Японские сады таят в себе особое очарование. Несмотря на кажущуюся неподвижность, они как бы расступаются перед взором зрителя. Основа сада – искусственный рельеф. Есть холмы и ложбинки, глыбы камней и водоемы. Моя приятельница, живущая сейчас в Японии, рассказывает, что повышение и понижение уровня земли иллюстрирует жизненный путь хозяина участка. Сад может носить такое вот затейливое название, например, «сад чиновника N, у которого сначала дела шли вверх, но потом в его карьере наступил резкий спад, и сейчас он находится в пропасти». А иногда это модель земной суши с ее морями, островами, лесами  и реками. Просто, все это в уменьшенном масштабе.

Здесь нет прямых углов. Невидимые извивающиеся линии охватывают все элементы, образуя ассиметричные треугольники. Они создают чувство движения и энергии. В таком пейзаже обязательно присутствует пурпурный цвет листьев. А все сочетания строятся на основе контраста. Рядом с сизыми листочками размещают зеленые, с шероховатыми  –  гладкие, с  острыми – овальные, с ажурными —  цельные.

Мне повезло создать несколько стилизованных японских садов (удалось зажечь некоторых заказчиков этой увлекательной  идеей). Теперь спустя два-три года, попадая в такой сад, можно наблюдать, как живет своей жизнью эта маленькая сказка. Нежатся на солнце карликовые сосны и клены. Плещется ручей, и подплывают к опущенной в воду руке любопытные рыбки. Разрослись коврики из низкого клевера, очитков и полыни. Отражаются в воде папоротники, ирисы,

Но самое главное – правильно расставить камни. Боюсь утомлять читателя всевозможными сочетаниями «журавлей» и «черепах». Скажу лишь, что гармонии можно научиться. В составлении пропорций  мне помогает соотношения чисел 1, 3, 5, 8 и  правило «золотого сечения». Но, говорят, лучшие сады создаются годами. Посидел, подумал — передвинул камень.

Искусству «каменистых садов» я училась у Болдыревой Натальи Майевны. Она в свою очередь рассказывала мне о своем наставнике. Это был старейший дендролог города Риги. Он иногда спрашивал ее: «Как ты, женщина, сможешь почувствовать камень,  не передвигая его своими руками? И как ты сможешь создать японский сад, если ты в нем не живешь?»

Но самое сильное впечатление оставил во мне «бонсай-сад» Юрия Викторовича Овчиникова. Заинтересованному читателю сообщаю его адрес: Новосибирский ботанический сад (это за Академгородком), главный лабораторный корпус, лаборатория интродукции тропических растений. Есть платные организованные экскурсии. Территория этого сада занимает три-четыре гектара. Весь рельеф изменен для придания ему ощущения большего масштаба и некоей интриги.     Погружению в восточную атмосферу служит звук. Оказывается, трубочки — колокольцы вешают не только на входе в помещение (там они просто звякают), но чаще в саду, где они мелодично и протяжно поют. В дальних уголках «бонсай-сада» находятся разные по тональности колокольчики, а ветер меняет их ритм и громкость. Над гладью пруда на растянутой леске развешены стеклянные «капельки». Их отражение играют в воде сотнями солнечных зайчиков.

Вот глиняный фонарь высотой около метра. Вечером в нем можно зажечь свечу, и  ее огонек эффектно отразится в воде. У ворот лежат  сплетенные из тонких веток шары «перекати-поле».  Но главная изюминка —  это коллекция садовых бонсаев. В плоских кашпо растут сосенки, можжевельники, лапчатки. Иногда их корни все наружу, потому что одеты они на высокий камень. Встречается много характерных для такого сада растений. Колышутся на ветру редкие в наших краях высокие, тонкие осенние анемоны. Яркими пятнами выделяются гортензии и хризантемы. В зарослях бадана спряталась каменная чаша для омоновения рук. Кажется, хозяин в шелковом кимоно только что был здесь и вышел на минутку.

Я дотронулась до ящерицы на камне, и она убежала. А до этого казалась садовой скульптуркой. Все это похоже на Зазеркалье. Такое немножко ирреальное. Посидишь в таком саду на камне с полчаса и чувствуешь, как спадает с плеч усталость, отступает суета, все  настраивает на медитацию и  дарит душевный покой.

       Предположим, вдохновившись глянцевыми журналами, мы решили устроить у себя сад в восточном стиле.  Но вот беда — сибирские  условия не позволяют воспроизвести его точную копию.  Да   и окружающее архитектурное пространство не совсем подходит для такого грандиозного замысла.  Как быть?  Долой каноны и правила! Единственный критерий успеха – наше  удовольствие, Чутье само подскажет, каким должен быть наш,  и только наш  японский сад. Итак, за работу.

В начале пути по созданию такого сада, для того чтобы уловить его дух, вам просто необходимо  погрузиться … нет, не в ботанику, а  в  японскую лирику.

На тропинках в саду
Никто следов не оставил.
Ложится роса
На травы. Томлюсь в ожиданье
Под звон сосновых сверчков.

Уверяю, прочитав томик коротеньких стихов, вы и сами попытаетесь сочинять что-то в подобном стиле.  Неплохо было бы еще изучить философию дзен. Ну,  и еще пожить с полгодика где-нибудь в буддийском монастыре!

Но, шутки в сторону. Пора приступать к делу. Берем в руки план участка. И наносим на него в масштабе все строения и деревья.  Не торопясь, рисуем плавно изогнутые линии и круги. Потом долго-долго обводим  их, находя самые гармоничные сочетания. Вот  пруд, вот кустик или деревце,  а вот — дорожка. Никакого порядка и симметрии. Представьте себе, как вьется гимнастическая лента.

Теперь понадобятся другие орудия труда. Это лопата и носилки. Сначала формируем жесткие элементы ландшафта. Устраиваем водоем, копая  русло пруда, застилая пленку и наливая воду. А, может, будет проще изобразить водную гладь, рассыпав на ровной площадке обычный гравий. И вот уже причесанный граблями участок превращается в волнующееся море, а искусно сгруппированные валуны имитируют целые горные ландшафты. Дорожки  пусть будут песчаные или галечные – и никакой тротуарной плитки. Можно кое-где бросить деревянные трапы-настилы. И тогда ходить  по саду босиком будет не только приятно, но и полезно.

Существуют специальные садовые аксессуары: скульптурки Будды,  керамические  фонарики, бамбуковые вещицы. Не приобретайте их много, это будет выглядеть несколько смешно. Одной вполне достаточно. Думаю, лучше ее наполовину укрыть  в зарослях какого-нибудь кустарника. Будет нелишним спрятать за деревьями и многолетними лианами все свои (да и соседские) постройки. Для быстрого решения этой проблемы можно установить деревянные решетки темного цвета.

В таком саду обязательно наличие знакового растения — садового бонсая. Вы  можете попробовать превратить в него небольшую ель, карагач, боярышник, специфически обрезав их и притянув к земле проволокой..

Самое трудное – это камни. Выберите на карьере штук пять самых рваных и исчерченных (больших, но подъемных для трех-четырех человек). Остальные пусть будут поменьше. Устанавливая глыбы в саду,  расслабьтесь, включите музыку и, не торопясь,  двигайте и крутите их. Не слушайте советчиков, которые тут же появятся. Хорошо группируются камни, высоты которых относятся друг к другу как 8:5:3, или 5:3:1. Количество их должно быть нечетным. Самая популярная форма – «Три Камня Будды». Это треугольник, вершину которого образует высокий вертикальный  камень, а по бокам лежат два плоских. А какой же японский сад обойдется без мха? Его можно развести в тени, подержав влажную подкисленную землю на камне под пленкой.

Все внимание сосредоточьте на подборе растений, их сочетании между собой. Настоящий дзен — буддийский садик строится на контрасте текстур и фактур.Бамбук, пурпурнолистный  клен, хризантемы у нас не очень-то хорошо растут. Но существует множество зимостойких растений, ассоциирующихся с ними. Так, на бамбук похожи многие высокие злаки. Самый эффектный из них мискантус китайский. Вы не ошибетесь, если купите желто-полосатые сорта аира болотного, спартины михауксины , лисохвоста  пратензиса. С ближайшего болотца можно переселить к себе тростник южный. Он издает приятный тихий  шелест.

Хризантемы можно заменить низкими кустовыми  астрами. Труднее будет подыскать замену кленам. Пока его импортные  новинки обживают наши сады, вы можете посадить проверенные временем  пурпурнолистные  пузыреплодник или яблоню. Можно не беспокоиться за зимовку низких кустарников из восточного сада: магонии падуболистной, бересклета карликового,  лапчатки, гортензии,  кизильников, японских спирей, горных сосен.

Из многолетников вам понадобятся лилейники, анемоны, пионы, папоротники, хосты, астильбы, ирис болотный. Не забудьте и о почвопокровных растениях: очитках, примулах, маргаритках, живучках. У вашего сада появится свое интересное лицо, если посеять однолетники. Советую использовать все крошечное, изящное, малознакомое:  немофилу, лимнантес, лептосифон, брахикому, диасцию.

Здесь важно не переусердствовать. А, впрочем, если пейзаж получился слишком пышным – значит, стал ближе к китайскому саду. И не забывайте, вы создали его для себя и по своему вкусу. И, значит, все сделали правильно. Удачи!

         Текст : Чишкова О.

060 061 062 063 064